личные инструменты

Это старая версия документа.


Сознательные инструменты

Мне очень нравятся различные способы визуализации сложных задач. Они помогают сохранить внимание на проблеме, особенно, если она носит довольно абстрактный характер и не привязана к какой-то конкретной ситуации. Они помогают проследить за течением мысли и проверить причинно-следственные связи. Они помогают приобрести дополнительную уверенность в правильности решения.

Один из самых простых способов визуализации – «стрелочки и коробоки», рисование причинно-следственных диаграмм. Предположим, что у вас есть дилемма, ситуация, в которой у вас есть два выбора, ни один из которых вас полностью не устраивает. Это решение, которое не привязано, ни какакому конкретному месту или времени, его просто нужно принять.

Для принятия таких решений я хочу предложить вам способ из теории ограничений Элияху Голдратта, который называется «конфликтное облако» (evaporating cloud). Вам необходимо записать два варианта развития событий, между которыми вы выбираете, а обозначить, какую цель преследует тот, или иной выбор: как показано на рисунке ниже. В завершение, напишите одну общую цель, к которой ведут обе предыдущие цели.

Если первые две альтернативы конфликтуют друг с другом (это обозначено символической молнией), то вторые – цели – могут вполне удовлетворяться одновременно. А последняя цель вообще ни с чем не конфликтует. Вот пример того, как это может выглядеть:

После того, как вы зарисовали вашу дилемму таким образом, посмотрите внимательно на этот рисунок и почувствуйте, что вы чувствуете по отношению к нему. Заметьте, где эти ощущения находятся в теле точно также, как мы это делали на втором шаге четырехшаговой модели. Затем переходите к разбивке состояния, к игре, и затем снова вернитесь к листку. В результате один из вариантов может оказаться явно более предпочтительным, либо вы найдете способ добиться своих целей другими способами. Либо вы поймете, что эта проблема в принципе не является такой уж важной.

Вы можете также рисовать более сложные диаграммы, с большим количеством коробочек и стрелочек. Вот реальный пример того, что нарисовала одна из участниц Лаборатории в дилемме «защищать диссертацию – не защищать диссертацию:

Создавая такие диаграммы, вы прежде всего смотрите на коробочки, в которые идет слишком много стрелочек – это ключевые точки, «узкие места». Вы также ищите коробочки, в которые не идет ни одной стрелочки – это ваши пресуппозиции, бессознательные ограничения, которые могут быть неверны.

Точно такие же приемы можно применять для обоснования бессознательных решений. Предположим, у вас есть ощущение, что нужно делать, но вы не до конца в нем уверены и не можете его никому объяснить. Один из способов справиться с этим – начать записывать все выводы и аргументы, которые у вас есть, и затем простраивать взаимосвязи между ними. Вы можете найти ошибки в своих интуитивных выводах, а можете наоборот, подтвердить их, убедиться самому и убедить других.

Если вы любите рисовать на компьютере, то я могу порекомендовать вам две отличные бесплатные программы: yEd Java™ Graph Editor или IHMC CMap Tools. Успехов!