личные инструменты

Рефрейминг

Рефрейминг - одно из базовых понятий НЛП. Под рефреймингом (дословно, «сдвигом рамки», от английского «frame») обычно понимают переформулирование, изменение контекста или представления о ситуации/проблеме.

В основе рефрейминга лежат следующие базовые положения НЛП:

  • любой симптом, любая реакция, любое поведение человека изначально носят защитный характер и поэтому полезны (принцип «позитивного намерения»); вредными они считаются только тогда, когда используются в неподходящем (несоответствующем) контексте;
  • у каждого человека своя субъективная модель мира, которую можно изменить;
  • каждый человек обладает скрытыми ресурсами, позволяющими изменить и субъективное восприятие, и субъективный опыт и, как результат, субъективную модель мира.

Традиционно принято выделять рефрейминг смысла и рефрейминг контекста.

Подробнее смотрите здесь:

Применения рефрейминга

  • Рефрейминг - универсальный навык. В широком смысле - это умение смотреть на ситуацию из разных перспектив. Осуществлять поиск решения в стиле рефрейминга может быть очень полезным навыком в самых разных контекстов. Вам надо самому начать испытывать другие ощущения от ситуации, воспользоваться иной логикой, посмотреть другими глазами, чтобы найти действительно новое решение. Действие, неприятное на уровне поведения, вполне может быть целесообразным для более крупной системы, скажем на уровне идентичности. Или, наоборот мы можем увидеть метамодельное искажение при постановке вопроса на высоком логическом уровне и сместить рамку на более низкий.
  • Cпособность к такому «сдвигу рамки», выходу за пределы текущих представлений о реальности, взгляду сверху - одно из условий развития навыков cистемного мышления.
  • Рефрейминг может быть полезен для написания чего-либо (см. раздел writing). Например, вы пишите текст и в процессе возникает сомнение, скажем, «некоторые мои примеры неправильны». Применяя рефрейминг смысла, мы можем заметить, какой другой смысл может быть вложен в эту оболочку: «Да, нет, просто мои примеры относятся сразу к нескольким темам, поэтому они и кажутся неадекватными к ближайшему материалу». В случае же рефрейминга контекста соглашаюсь с отрицательным значением в этой ситуации, но нахожу другую ситуацию, другой контекст, где то же самое будет положительным. «Зато некорректные примеры помогут держать ухо востро читателям и помочь желающим увеличить сенсорную остроту».
  • Навык рефрейминга полезен для тайм-менеджмента. В системе Дэвида Аллена «Getting Things Done» (GTD) переформулирование проблемы/мысли/cитуации в задачу является необходимым шагом в «разгребании дел» и достижении «кристально-ясного сознания»:
    • 1 этап: выпишите все дела, которые перед вами стоят (все проблемы/cитуации - рабочие, личные, просто разрозненные мысли) в список вне вашей головы
    • 2 этап: каждую ситуацию/проблему перепишите в терминах конкретного результата, в виде задачи (возможно, с подпунктами), позволяющей этого результата достичь.
      • Это важно потому, что часто при столкновении с ситуацией мы воспринимаем ее в терминах «как избежать проблемы» вместо того, чтобы «как достичь желаемого результата». Скажем, вы куда-то ехали и у вас сломалась машина. Но что является целью? «Починить машину» или «добраться туда, куда я хочу попасть»?
    • 3 этап: каждую задачу встройте в систему напоминаний за пределами вашей головы.

Методы рефрейминга

Фактически, процесс переосмысления происходит после применения практически любой новокодовой техники. Но вот некоторые, в которых принцип рефрейминга используется особенно явно: