личные инструменты

Креативность

Креативность — практическое использование воображения, создание и реализация новых идей.

Теория

  • Поток (flow)- одно из условий попадания в состояние креативности.
  • По М.Чиксентмихайи, одна из ключевых особенностей творческих людей - способность продуктивно сочетать в себе противоположности (энергия и расслабленность, фантазия и здравый смысл, игра и дисциплина, интра- и экстравертность, и т.д.). Здесь краткая рецензия на его книгу «Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention».
  • Как пишет Guy Claxton, креативность можно упрощенно представить в виде из двух фаз: вдохновение и отбор. На первой фазе придумываются оригинальные идеи, на второй — из них отбираются наиболее рабочие. На первой фазе в мозге возникают процессы возбуждения (видны на ЭЭГ как альфа-волны), на втором этапе — торможения (видны как бета-волны). Люди, не способные «отпустить» мозг не могут придумать ничего оригинального, они могут только вспоминать то, что уже где-то видели. Люди, не способные далее контролировать отбор, порождают огромное количество нерабочих, неприменимых идей.

Креативные методы

Различают групповые, индивидуальные и универсальные креативные методы. Кроме того, можно выделить методы, преимущественно ориентированные на использование интуиции, бессознательного и методы, преимущественно сознательные.

Название метода В группе В паре Индивидуально Сознательно Бесознательно Телесно
Методы Нового кодахххххх
ТРИЗхххх
Системное мышлениехххх
6 шляп де Бонох х
Латеральное мышлениехххx?x?
Мозговой штурмх х
BodyStormхх х х
Случайный стимулхх х х x
Применение спец. карт (в т.ч. онлайн)ххххх
Синектика х?х?
Image streaming x x? x


* Очень большой список креативных техник и процессов (по-английски)

Стратегии творчества

Формализованное описание стратегий творчества - это во многом результат моделирования гениальных людей.

Ниже ссылки на несколько известных стратегий. Кажется интересным понять в чем их сходства, в чем различия, а самое главное - что из этого может быть полезно для осознания и развития собственных стратегий.

  • Стратегия Уолта Диснея - одна из самых популярных моделей в НЛП (возможно, благодаря включению в курс НЛП-практик), она была разработана Р.Дилтсом и описана им в книге «Стратегии гениев». Данная стратегия включает позиции Мечтатель, Реалист, Критик.
  • Стратегия творчества Roger Von Oech, описанная в его книге «A Kick in the Seat of the Pants». Он выделяет следующие роли: Исследователь (The Explorer), Художник (The Artist), Судья (The Judge), Воин (The Warrior). Более подробное описание смотрите здесь.
  • «Классический» НЛП подход, по книге Роберта Дилтса «НЛП: управление креативностью»
  • Здесь список других пошаговых стратегий /процессов, как для разработки идей, так и для решения задач.

Материалы и ссылки по теме