личные инструменты

Challenge management - Управление вызовами

Главная разница между обычным человеком и воином в том, что воин воспринимает все как вызов, а обычный человек – как благословение или проклятие.
Карлос Кастанеда


Управление вызовами - способность находить для себя и других достаточно интересные и сложные вызовы, а также достигать выдающихся результатов в процессе ответа на эти вызовы.

В отличие от достижения целей, управление вызовами не требует, чтобы результат деятельности был запланирован заранее. Напротив, согласно наблюдению о том, что многие великие открытия были сделаны по ошибке, оценивается именно фактический результат, а не его совпадение с планом. Вспоминая базовую пресуппозицию НЛП, смысл коммуникации лежит в той реакции, которую она вызывает, независимо от изначального намерения.

Мы считаем, что не каждая проблема или задача является проблемой-вызовом (challenge). Проблема-вызов обладает следующими свойствами:

  1. Оптимальная сложность - проблема не должна быть ни слишком легкой, ни неподъемно сложной для человека или организации, перед которой она стоит. В терминах Чиксентмихайи, проблема должна находиться в «зоне потока». В идеале сложность проблемы должна чуть-чуть превышать уже достигнутый уровень способности, т.е., находиться в «зоне ближайшего развития» или «области развивающего дискомфорта».
  2. Связь с личной миссией или ценностями - проблема подходящей сложности, но не представляющая никакого интереса, никак не «цепляющая» своим содержанием, вряд ли может считаться вызовом (хотя превращение такой проблемы в значимый вызов, связанный с миссией, может быть одной из задач challenge management). Настоящий вызов всегда носит личный характер, это не бревно, лежащее посреди дороги, которое мешает всем проходящим, это перчатка, брошенная лично тебе.

Вызов, понятый таким образом, представляет собой драгоценный ресурс развития, личного (или организационного) роста, обретения идентичности. Английский историк А.Тойнби писал о том, что каждая цивилизация принимает свой уникальный неповторимый облик в процессе ответа на свой уникальный вызов. То же самое происходит и с людьми, и с организациями. Это может быть не один грандиозный вызов, а цепочка проблем-вызовов меньшего масштаба, но идентичность формируется именно в процессе их преодоления. Именно поэтому можно искать внешней помощи в ответе на подобный вызов, но полностью делегировать его преодоление – столь же бессмысленно, как и делегировать внешней стороне собственное желание или собственную жизнь (чтобы кто-нибудь желал за тебя или проживал за тебя твою жизнь). Или с другой стороны: если это можно полностью делегировать внешней стороне, то это не настоящий вызов. Или не твой вызов.

Но далеко не каждая проблема, даже очень важная для нас, является вызовом с точки зрения двух критериев, приведенных выше. Проблема может быть реальной и актуальной, но выглядеть неподъемно сложной, или может быть непонятно, с какой стороны за нее браться. Или может казаться, что вообще нет никаких проблем, но все идет как-то не так и не туда. Превращение такой проблемы (или отсутствия проблем) в подлинный вызов (или ряд вызовов) и есть одна из двух основных задач управления вызовами - нахождение вызовов. И здесь внешняя помощь может быть очень важна.

Когда же ситуация или проблема представлена как вызов или набор вызовов, в игру вступает вторая часть управления вызовами - нахождение наилучшего возможного ответа на них.

Вызовы и эмоции

Опыт показывает, что 4-шаговая модель прекрасно справляется с ясными «эмоционально заряженными» вызовами. Общее правило, сформулированное еще в 2005 году гласит: «Взял никакую проблему - получил никакое решение». Проблема, однако, заключается в том, что большая часть проблем – «никакие». Чаще всего они не проявлены ярко, они представляют собой некую «вязкую муть», не хорошую, но и не слишком плохую.

Возможно, другое название для этой «вязкой мути» – скука.

Новый код и эмоции.

Теоретические основы концепции

Методы "Управления вызовами"

Требования к методам Управления Вызовами

Собственные методы:

Концепции и методы, близкие Управлению вызовами:

  • «Неоценочное наблюдение за критическими переменными» (Тимоти Голви)
  • Мозговой штурм

Практические идеи по Управлению Вызовами

Истории и примеры Управления Вызовами

Список Вызовов

Рабочие комментарии к концепции "управления вызовами"

Ссылки по теме