личные инструменты

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

tactics:conscious-methods [2007/05/17 13:00]
thecroaker
tactics:conscious-methods [2020/03/11 17:38] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 ====== Сознательные инструменты ====== ====== Сознательные инструменты ======
  
-1. Визуализация проблемы на втором ​шаге+Мне очень нравятся различные способы визуализации сложных задач. Они помогают сохранить внимание на проблеме, особенно,​ если она носит довольно абстрактный характер и не привязана к какой-то конкретной ситуации. Они помогают проследить за течением мысли и проверить причинно-следственные связи. Они помогают приобрести дополнительную уверенность в правильности решения.
  
-2. Обоснование решения после четвертого +Один из самых простых способов визуализации – "​стрелочки и коробоки",​ рисование ​причинно-следственных диаграмм. Предположим, ​что у вас ​есть дилемма,​ ситуация, ​в которой у вас ​есть два выбора, ни один из которых вас полностью не устраивает. Это решение, которое не привязано, ни какакому конкретному месту ​или времени,​ его просто нужно принять. ​
- +
- +
-Стрелочки-коробочки+
  
 +Для принятия таких решений я хочу предложить вам способ из теории ограничений Элияху Голдратта,​ который называется "​конфликтное облако"​ (evaporating cloud). Вам необходимо записать два варианта развития событий,​ между которыми вы выбираете,​ а обозначить,​ какую цель преследует тот, или иной выбор: как показано на рисунке ниже. В завершение,​ напишите одну общую цель, к которой ведут обе предыдущие цели. ​
  
 {{tactics:​cloud-1.png}} {{tactics:​cloud-1.png}}
 +
 +Если первые две альтернативы конфликтуют друг с другом (это обозначено символической молнией),​ то вторые – цели – могут вполне удовлетворяться одновременно. А последняя цель вообще ни с чем не конфликтует. Вот пример того, как это может выглядеть:​
  
  
 {{tactics:​cloud-2.png}} {{tactics:​cloud-2.png}}
  
-{{tactics:​complex-decision-web.png|}}+После того, как вы зарисовали вашу дилемму таким образом,​ посмотрите внимательно на этот рисунок и почувствуйте,​ что вы чувствуете по отношению к немуЗаметьте,​ где эти ощущения находятся в теле точно также, как мы это делали на втором шаге четырехшаговой модели. Затем переходите к разбивке состояния,​ к игре, и затем снова вернитесь к листку. В результате один из вариантов может оказаться явно более предпочтительным,​ либо вы найдете способ добиться своих целей другими способами. Либо вы поймете,​ что эта проблема в принципе не является такой уж важной.  ​
  
 +Вы можете также рисовать более сложные диаграммы,​ с большим количеством коробочек и стрелочек. Вот реальный пример того, что нарисовала одна из участниц Лаборатории в дилемме "​защищать диссертацию – не защищать диссертацию:​
 +
 +{{tactics:​complex-decision-web.png|}}
  
 +Создавая такие диаграммы,​ вы прежде всего смотрите на коробочки,​ в которые идет слишком много стрелочек – это ключевые точки, "​узкие места"​. Вы также ищите коробочки,​ в которые не идет ни одной стрелочки – это ваши пресуппозиции,​ бессознательные ограничения,​ которые могут быть неверны.
  
-[[http://​www.newcode.ru/​content/​view/​102/​31/​|yEd - Java™ Graph Editor]]+Точно такие же приемы можно применять для обоснования бессознательных решенийПредположим,​ у вас есть ощущение,​ что нужно делать,​ но вы не до конца в нем уверены и не можете его никому объяснитьОдин из способов справиться с этим – начать записывать все выводы и аргументы,​ которые у вас есть, и затем простраивать взаимосвязи между ними. Вы можете найти ошибки в своих интуитивных выводах,​ а можете наоборот,​ подтвердить их, убедиться самому и убедить других. ​  
  
-[[http://​cmap.ihmc.us/​|IHMC CMap Tools]]+Если вы любите рисовать на компьютере,​ то я могу порекомендовать вам две отличные бесплатные программы:​ [[http://​www.yworks.com/​products/​yed/​| yEd Java™ Graph Editor]] или ​[[http://​cmap.ihmc.us/​|IHMC CMap Tools]]. Успехов!