====== Мастерство, Новый Код и системное НЛП. ====== (Из выступления Джудит Делозье в NLP Group - Padington, Лондон, 19 апреля 1993 г.) Под редакцией Джеймса Лавли. Благодарю вас за то, что вы нашли время в вашей насыщенной жизни, чтобы прийти сюда. То, чем эта группа здесь занимается, сильно напоминает мне, как начинало свой путь НЛП. Не так уж много я видела в мире мест, где дух сплоченности энэлперов создает то, что он создает здесь. Это действительно великолепно и вы можете этим гордиться. Мне даже хочется плакать, настолько это соответствует моей мечте. Меня просили написать что-нибудь для журнала, и я хочу прочитать написанное вам: "Дисциплина, известная как НЛП, родилась до того, как ей дали название, в содружестве людей - представителей разных наук (Ричард Бэндлер, Джон Гриндер, Лесли Кэмерон, Мэри Бэс Мэгус, Дэвид Гордон, Роберт Дилтс и я - таков краткий список). Нами руководило общее любопытство по поводу того, как мы знаем что-либо, как мы учимся, как мы общаемся и как мы меняемся. И как мы можем влиять на процесс изменения оптимальным и экологичным путем. Паттерны НЛП не были нам известны, они проявились в процессе нашего обучения". Я хочу, чтобы Вы осознавали, насколько особенным является то, что Вы делаете. Вы можете регулярно встречаться и развивать свои знания в этой группе, потому что речь идет действительно о развитии знаний в группе людей с различными моделями мира. Браво! Я всему свету расскажу о том, что вы здесь делаете. ==== Для вступления. ==== Я бы хотела рассказать немного о себе. Мое основное занятие - это изучение религий и антропология. Я увлеклась НЛП примерно в то время, когда книга "Структура магии" была еще рукописью. Мой друг Джон Гриндер принес ее мне и сказал: "Прочти ее и скажи, что ты об этом думаешь". Я прочла книгу и ответила: "Ты знаешь, это действительно прекрасная вещь для того, чтобы люди могли структурировать свой опыт. Это действительно могло бы помочь людям составить представление о вещах, которые случаются с ними в мире и которые они не могут выразить. Это действительно превосходная модель". Это было особенное место - Университет Санта Круз, который позволил нам начать то, что мы делаем. У декана этого университета была мечта - создание контекста, в котором идеи из разных областей науки и различные модели мира могли бы творчески объединиться для создания новых возможностей. Сегодня я хотела бы рассказать об идее мастерства в НЛП, особенно в отношении НЛП Нового Кода. "Новое Кодирование" - вот как я называю это. Это еще одно описание, содержащее семь различных частей. Также мне хотелось бы затронуть развитие Системного НЛП. ==== Старое кодирование ==== Существует первое описание НЛП, или, как я его называю, "НЛП старого кода", которое появилось в результате развития лингвистики, гештальт-терапии и теории систем. Оно включает лингвистические паттерны (мета-модель) и их взаимодействие с глубинной структурой опыта, что в свою очередь включает идеи о репрезентативных системах, субмодальностях, стратегиях, о разделении намерения и поведения, и все те изменения, которые мы можем проделать с помощью этих кодов для создания техник, будь то шестишаговый рефрейминг, изменение личностной истории, якорение или визуально-кинестетическая диссоциация. Многое появилось в результате ответа на один вопрос: "Как вы это знаете?". Это основной вопрос. Люди говорили: "Я собираюсь пойти на представление сегодня вечером". А мы спрашивали: "Как ты об этом знаешь?" Мы начали обращать внимание на то, что они двигают глазами, заинтересовались тем, что же происходит. И они говорили: "Ну, я могу видеть себя идущим на представление". И мы обнаружили, что они действительно видели что-то. Мы начали связывать паттерны физиологии, языка и внутреннего состояния. Когда вы понимаете, паттерны какого уровня используются, вы можете создавать свои собственные паттерны. Люди, вооруженные только мета-моделью начинали без разбора мета-моделировать других. Они не могли понять, почему они теряли своих друзей! Они рассматривали НЛП как технологию, как процедуру, которую я называю ритуалом. В обрывке ритуала нет мудрости. Мы с Джоном Гриндером размышляли: "Как мы сможем заставить людей начать думать о том, где мудрость?" и, таким образом, в 1984 году вышли в свет "Черепахи До Самого Низа: Предпосылки Личностной Гениальности". ==== Новое кодирование ==== Второе описание, или "Новое Кодирование" явилось результатом различных исследований: Джона Гриндера и моего понимания НЛП, работ Грегори Бейтсона по теории информации и биологии, книг Карлоса Кастанеды о Пути Яки, и нашего опыта африканской игры на барабане, танцев, пения и рассказывания историй в Конго. Итак, мы взяли эти идеи и задались вопросом: "Как иначе мы можем описать то, что уже определено в другом коде?" И мы предложили серию из семи элементов. ==== 1.Состояние ==== Одно описание - это состояние. Просто рассматриваем отдельно идею состояния. Какое состояние вы стали бы развивать, чтобы смоделировать выдающееся мастерство? Мы спросили, какие составляющие входят в качественное состояние для моделирования, и что мы можем сделать, чтобы иметь возможность выбирать свое состояние и управлять своим состоянием в проблемной ситуации, точно также как и в ситуации развития и в творческой ситуации. Это была первая часть. А затем мы стали наблюдать за людьми, которые уже проделали интересную работу по моделированию, как Карлос Кастанеда. То, что было общим у них, это использование состояния, которое я называю nerk-nerk. Это состояние "незнания", когда вы не знаете... пока. Вы накапливаете информацию в системе. У вас есть интуитивные догадки, но вы не знаете, что вы знаете. Как только у вас появляется интуитивная догадка, где-то внутри вас знаете что-то, что еще не вошло в сознание. Паттерн еще не проявился. Но если вы подождете и паттерн будет повторяться, то он проявится. Это имеет отношение к идее Грегори Бэйтсона о двух видах знания. Есть знания в части нашего сознания и также существует когнитивное знание того, что мы знаем. Есть также понимание взаимодействия между тем и другим. Когда моделируешь мастерство, начинают проявляться определенные паттерны. Один паттерн - это использование идеи управления состоянием, что у человека есть инструменты для поддержания определенных качеств в своем дыхании, физиологии, репрезентации и убеждениях, которые поддерживают результат демонстрации мастерства или совершенства в мире. Например, когда вы сидите, напрягите плечи и сядьте криво. Позвольте своим плечам подняться и прижаться к ушам. Типично стрессовое состояние. Что с вашим дыханием? Удобно ли это состояние? Считаете ли вы, что такая физиология полезна для обучения? Где сконцентрировано ваше внимание? Какие убеждения об обучении вы поддерживаете в таком состоянии? А теперь измените позу, слегка подвигайтесь или можете даже встать и сесть снова. Найдите устойчивую комфортную позу. Пройдитесь по всему телу и снимите избыточное напряжение, дышите и еще раз задайте себе эти вопросы. Какое состояние более способствует обучению? Другой паттерн, который мы обнаружили, это то, как установить с моделью контакт высшего качества. Для этого требуется состояние, когда человек отбрасывает фильтры внутреннего диалога, фовиального зрения и избыточного напряжения. Это очень ясное состояние, которое еще иногда называют [[uptime-trance|аптайм-транс]] (uptime - в знач. здесь и сейчас). Это состояние, в котором наше внимание провзаимодействовало с моделью, чьи паттерны должны быть помещены в нашу нейрологию и позже извлечены с целью построения передаваемого кода. Состояние моделирования - это покой, без внутреннего диалога, с использованием периферийного, а не фовиального зрения. ==== 2. Взаимодействие сознательного и бессознательного. ==== Что еще делали эти люди? Ну, у них было по-настоящему интересное взаимодействие между сознательным и бессознательным, то, что мы называем 1-м вниманием и 2-м вниманием. Какой бы маленькой ни была та часть, которую мы называем сознанием и которая дает обратную связь большей части, она влияет на качество этого взаимодействия, с пониманием того, что невозможно попасть туда, что это нескончаемый процесс развития, которое улучшается с течением времени. Кто из вас проделывал то, что называется ``Сдвиг во вторую позицию?'' Большая часть группы. Помните ли вы первый раз в сравнении с последним разом? Сильно ли отличается качество? Можете ли вы сказать, что каждый раз, когда вы делаете это, качество улучшается? Именно об этом я и говорю. Итак, каким механизмом вы владеете, чтобы постоянно развивать это взаимодействие? Кто из вас медитирует? Кто из вас молится? Кто из вас занимается самогипнозом? Кто из вас делает что-то, требующее стопроцентного и честного участия всего разума, как сказал бы Грегори Бэйтсон? Грегори также признавал, что мастера в любой области обладают высоко развитым качественным взаимодействием между сознательными и бессознательными ресурсами. По его словам, мастер знает, когда использовать напряженное мышление когнитивного сознательного разума и когда использовать расслабленное мышление более творческого бессознательного. Возьмем метафору Милтона Эриксона о лошади и наезднике. Лошадь - это наше бессознательное, а наездник - наше сознание. Конечно, каждый из нас, кто ездил на лошади, знает, что происходит, когда наездник хочет двигаться в одном направлении, а лошадь в другом. Ни один из них не достигнет своей цели, потратив при этом множество времени и сил. Итак, это была вторая часть о мастерстве и новом кодировании. ==== 3. Баланс между практикой и спонтанностью. ==== Третьей идеей было: как я балансирую между практикой и спонтанностью? Это также очень тесно связано с взаимодействием сознательного и бессознательного. НЛП - это о получении результатов. Бывает ли у вас так, что вашим результатом является не получить результат? Или если я отправлюсь через южную границу в Мексику, мне скажут: "Джуди, очень важно побывать в стране Недеяния". Есть ли у вас такое понимание жизни, чтобы сказать: "Да, я изучаю эти ритуалы, называемые НЛП. Я изучаю эти техники, эти инструменты, я посещаю места, подобные этому и практикую их. Я учусь, я развиваюсь в мире."? И наступает момент, когда это настолько глубоко внедряется в ваше поведение, что вы отпускаете контроль и действуете совершенно спонтанно. И в этот момент вы не рассуждаете: "Так, интересно, собираются ли их глаза двигаться направо-вверх, и интересно, собираются ли они двигаться вниз и влево?" Существует только систематический цикл. Мне нравится метафора айкидо. Ты на мате и ты упражняешься и упражняешься, и когда ты идешь на встречу с партнером, ты не станешь останавливаться и разговаривать сам с собой. Ты даже не станешь принимать заранее решение о том, какой маневр использовать. По-настоящему ты даже не можешь знать этого, пока ты не взаимодействуешь с партнером, потому что это танец с внешним миром. ==== 4. Позиции восприятия. ==== Номер четыре - это позиции восприятия. Грегори говорил: ``Требуются двое, чтобы понять одного". А мы говорили: "Тогда уж трое". В то время мы повстречались с Робертом Дилтсом, и он сказал нам: "Недавно я проделал одну интересную вещь. У меня был человек с фобией. Я попросил его встать в позицию восприятия того, чего он боялся. И тогда произошла потрясающая вещь. Эта змея была по-настоящему напугана". Итак, мы все занимались одним и тем же. И тогда мы начали размышлять о том, что существует моя позиция, существует твоя позиция, а также существует третья или нейтральная позиция, где все является только информацией. Я обнаружила, что для некоторых из нас это сложно. Мы перемещались туда, и мы не хотели сказать: "Ну, это глупость, я не могу поверить, что я сделала это". Это означает придавать смысл паттерну на другом уровне. Теперь я могу видеть значительно большую часть мира и понимать ее, исходя из другой позиции, в отличие от того, когда я застревала в первой позиции или даже когда занимала вторую. Из третьей позиции я могу видеть этот танец. ==== Характерологические прилагательные ==== Кто из вас знает о характерологических прилагательных? Подумайте о ком-то, с кем вам трудно общаться; о ситуации, в которой нет творческого или продуктивного взаимодействия. В основе этого общения нет любви. В нем не проявляется то лучшее, что есть в вас. Вы чувствуете какое-то затруднение. Было это с кем-нибудь? А теперь представьте, что вы в кинотеатре. Увидьте этого человека на экране, он ведет себя так, как он себя ведет, и дайте слово для описания его поведения. "Самопоглощенный" и "Агрессивный". Хорошо, это слова, которые описывают его. Принимая во внимание информацию о поведении этого человека, вы опишете его таким образом. А теперь сделайте глубокий вдох и увидьте себя на экране во взаимодействии с этим человеком. Сейчас вы находитесь в третьей позиции. Это только информация. А теперь вы находитесь там и ведете себя так, как вы себя ведете. Какие слова вы используете, чтобы описать свое поведение? "Отстраненный". Значит, он самопоглощенный, а ты отстраненный."Защищающийся". Они агрессивны, а вы защищаетесь. Понятно. Используя бэйтсоновский фильтр в данной ситуации, мы получаем разницу между симметрично нарастающими взаимоотношениями и дополнением. Вы начинаете видеть свою роль в этом танце. Они не получили бы никакого удовольствия, делая это без вас, да и вы тоже. Вот что такое система: возьмите достаточно большой фрагмент взаимодействия, так, чтобы вы могли сделать шаг назад и сказать: "О, теперь я понимаю, как я танцую с этим человеком", и осознать все способы выхода из этого танца. Из этой позиции вы можете спросить: "Когда я вернусь туда с этой информацией, что может создать разницу в качестве этого взаимодействия?" Мы знаем, что если одна часть системы начинает изменяться, то начинает изменяться и вся система. Эти позиции восприятия включают целый набор других возможностей, и это уже начинает взаимодействовать с мета-моделью. Возьмем причинно-следственный паттерн. Когда я думаю о том, как паттерн проявляется в моей жизни, я начинаю понимать ту роль, которую я играю и которую они играют; и если я обвиняю или чувствую, что меня обвиняют, я осознаю это как взаимодействие причины и следствия. **Творчество** Есть еще один способ использования позиций восприятия, который является настоящим развлечением, если подумать о нем в терминах творчества. Подумайте о произведении искусства, которое по-настоящему затронуло вас. Это не то, что вы просто посмотрели на него и сказали: "О, это здорово!" Скорее, это произведение искусства, которое вы почувствовали очень глубоко. В этом случае вы находитесь в позиции зрителя, описывающего это произведение искусства или слушающего эту музыкальную пьесу, или наблюдающего танец. А теперь займите позицию художника, который создал это. Когда вы займете эту позицию восприятия, начните использовать движения мышц, свойственные для художника, скульптора или композитора, для того, чтобы получить доступ к подобной нейрологии в себе. А теперь займите позицию художника, который создал это. Когда вы займете эту позицию восприятия, начните использовать движения мышц, свойственные художнику, скульптору или композитору для того, чтобы получить доступ к подобной нейрологии в себе. Это уже есть там, просто вы давно не активизировали этого в себе. Например, пигмей в лесу, который никогда не выходил из него и не видел горизонта. Он может видеть горизонты, но он никогда не был в такой среде, которая стимулировала бы глазные нервы так, чтобы он понял эту разницу. Предметы, которые находятся далеко от него, выглядят по-настоящему крошечными, так что он считает, что это жуки, хотя в действительности это бизоны. Переход во вторую позицию - это способ, которым мы можем начать стимулировать такую нейрологию внутри нас. И тогда мы можем сделать шаг назад и спросить: "Каковы различия между тем, кто воспринимает это искусство, и тем, кто его создает?" И "Действительно есть ли разница между моими убеждениями, когда я там, по сравнению с тем, когда я здесь? Есть ли разница в моих убеждениях относительно моих способностей к творчеству?" Я уверена, что это так. Таким образом, идея позиций восприятия состоит в том, что из этого танца множества перспектив может начать появляться мудрость. Подлинное рассмотрение движения от моей личной карты к пониманию твоей личной карты и затем к объективной позиции во взаимодействии дает нам основу мудрости. ==== 5. Внимание ==== Пятое описание имеет отношение к вниманию. Как я использую свое внимание, на что я обращаю свое внимание и как я возвращаю его. Это происходит в очень незначительном масштабе и это также происходит в очень крупном масштабе, который служит нам в качестве метафоры. Как только я фокусирую свое внимание, огромные части мира куда-то исчезают, и это связано с мета-модельным паттерном, называемым Опущение. Настолько ли я сильно фиксирую свое внимание во время занятий НЛП, что я сконцентрирована только на движении глаз и теряю бездну другой информации? Если я так фиксируюсь на чьем-то ожерелье, что не замечаю прекрасного цвета ее глаз, я оказываю ей плохую услугу. И тогда, если я галлюцинирую по поводу этой женщины, основываясь на ожерелье, я могу приземлиться на острове умозаключений и потратить уйму времени, чтобы выбраться отсюда. Что произойдет, если мы переместим свое внимание на то, чтобы прислушиваться к пению птиц, когда вы взаимодействуете с человеком? Направляет ли это ваше внимание по другому пути? Дает ли это информацию вашему поведению способом, который является более творческим? Создает ли это разницу? Если ваше внимание находится в определенной репрезентативной системе с определенными субмодальностями, что происходит, если вы меняете лишь один аспект? Вы можете изменять что-то очень мелкое или очень большое. Например: вот я общаюсь с кем-то и становлюсь... женщиной из Гондураса. Создаст ли это разницу? Вы читали рассказ "Призрак Толбут"? Та часть, которая мне понравилась, о расе людей, которые, когда они рождаются, плавают на высоте, которой они достигнут, когда они полностью вырастут. А потом они растут вниз до земли. И происходит так, что им никогда не приходится менять перспективы. Если мы опять будем использовать характерологические прилагательные, мы можем применить идею внимания для того, чтобы узнать, как это может создавать петлю отношений. Например, во время взаимодействия я могу заметить, на чем зафиксировано мое внимание. Другими словами на тоне голоса, на жесте, на выражении лица, на внутренних ощущениях. Я могу обнаружить, как фиксация моего внимания на каком-то мелком аспекте взаимодействия приводит мое состояние к ценностному суждению, которое может сделать взаимодействие нетворческим, трудным, проблематичным. Идея состоит в том, чтобы обнаружить, на чем я фиксирую свое внимание, перевести его на какой-нибудь другой аспект взаимодействия и, конечно же, заметить, изменилось ли качество взаимодействия в позитивном направлении. Это еще один взгляд на систему. Иногда я хочу разбить ее на мелкие куски, а иногда мне хочется посмотреть на большую картину. И в этом континууме возможностей есть места, где я могу начать воздействовать на систему в позитивном направлении с наименьшим усилием для себя и для другого человека. ==== 6. Фильтры ==== Моя мама, бывало, говорила мне: "Джуди, если ты идешь по жизни с молотком в руке, ты увидишь великое множество гвоздей". Она учила меня в отношении фильтров. Если вы оцениваете мир определенным образом, вы увидите именно это, и если вы всегда делаете то, что вы всегда делали, то вы всегда получите то, что вы всегда получаете. Играли ли вы когда-нибудь в игру, которая называется "Прихлопни жука"? Когда ваша семья куда-нибудь едет, игра состоит в том, что первый, кто заметит фольксваген, должен крикнуть: "Прихлопни жука!" И конечно же, когда вы применяете фильтр для нахождения фольксвагенов, они оказываются повсюду. Мы созданы для того, чтобы фильтровать информацию. Большим фильтром могло бы быть убеждение. Нечто становится вероятным для меня, потому что я сортирую информацию определенным образом. Если я отслеживаю только определенную информацию, я свяжу это со своим более глубоким опытом и подумаю: "Ага, правильно, теперь я в это верю". Так что важно не только рассматривать систему верований и фильтры, важно также рассматривать "системы неверований". Если я поддерживаю определенный фильтр и у меня нет способа вывести свое внимание из этого фильтра, тогда очень легко получить более глубокие переживания, которые создадут убеждение, базирующееся только на этом фильтре. Какие из имеющихся у вас механизмов и процессов позволяют вам перемещать свое внимание, создавать возможность, спрашивать: "Что еще там есть?" Потому что эти различия будут тем, что создает разницу. В частях Соединенных Штатов нет большой разницы между дискомфортом и отличием. Я выросла в Оклахоме, где отношение было такое: "Это отличается. Прекрати!" И к моменту получения водительских прав вы уже достаточно хорошо умеете делать это. Это были по-настоящему чудесные люди, но там было не очень много движения фильтров и приятия различий. А мир сейчас меняется. Мы можем говорить о "фильтрации" философски. "Действительно ли я вижу то, что происходит в мире или я вижу только то, что происходит в затылочной части мозга?" Но полезнее задать вопрос: "От каких фильтров мы можем отказаться? Когда мы находим края нашей карты, это позволяет нам узнать, что территория распространяется и дальше. Большинство из нас думает о том, что находится за краем как о дискомфортном, вместо того, чтобы думать об этом просто как об отличающемся. Возьмите разницу между человеком, у которого страх сцены, и человеком, который по-настоящему испуган. Существуют определенные физиологические сигналы для обоих переживаний. Есть определенные части, которые одинаковы, и есть другие части, которые различаются. Способность найти эти мелкие различия в данных состояниях - это начало отбрасывания определенных фильтров. Вижу ли я этого человека настолько отчетливо, насколько я могу, или у меня уже есть набор фильтров или галлюцинаций об этом человеке? Как сказал Дон Хуан у Кастанеды, каждый ребенок рождается с даром видения. Каждый младенец рождается в состоянии nerk-nerk, незнающий..., полностью открытый для всех возможностей. Затем возникает фовиальное зрение и язык. Эти два больших фильтра начинают устанавливаться. Данная установка есть отношение между языком, внешним миром и тем, что происходит внутри, в то время как ребенок выстраивает эту более глубокую структуру. Если правила в этой более глубокой структуре имеют отношения типа причина-следствие, номинализация, значительные опущения, сверхобобщения, тогда для ребенка существуют естественные последствия. Кто из вас говорит более чем на одном языке? Чувствуете ли вы себя по-другому, когда говорите на другом языке? Это один из способов, которым вы принимаете определенные фильтры. Политика - другой способ, также, как религия, разделение на мужчин и женщин, на одушевленное и неодушевленное. То, что я не могу видеть движение этого стула, не означает, что он не двигается. Это означает только, что я не располагаю аппаратом для того, чтобы это заметить. Вы не можете знать того, чего вы не можете знать, но зная это, вы можете начать строить убеждение, которое действует на другом уровне. Если я знаю, что я не знаю, тогда какого рода вещи я могу делать для передвижения моих фильтров таким образом, чтобы я смогла обнаружить края моей карты? Как мы привыкли говорить: "Все, чего ты никогда не видел, выглядит одинаково". В Винни-Пухе есть великолепная строка: "Чем больше Пятачок смотрел, тем больше Пуха там не было". Здесь вопрос в том, чтобы знать это и потом сказать: "Могу я организовать свою жизнь таким образом, чтобы приблизить себя к краю, когда неизвестное окружающее становится доступным?" ==== 7. Множественное описание ==== Последнее описание - это собственно описание. Множественные описания мира как противоположность просто позициям восприятия. Возьмем все то, что называется НЛП. Как много существует других способов, которыми я могу это описать? Куда я могу отправиться, чтобы получить другое описание? Поскольку я сама изучала антропологию, я люблю обращаться к другой культуре, потому что у меня есть эта интуитивная догадка. У меня есть эта интуитивная догадка, что мы все являемся представителями одного и того же вида. Я говорю "интуитивная догадка", потому что для меня по-прежнему под вопросом остаются нью-йоркцы! Возможно, это отклонение в эволюции! Есть места, где мы одинаковы. И есть места, где мы разные. Что делает нас одинаковыми, так это то, что мы представители одного вида. Мы имеем одинаковую форму, у нас есть язык, у нас одинаковая нейрология. У нас разные способы сформулировать это, разные способы говорить об этом, и в разных частях мира мы обращаем внимание на разные вещи. ==== Упражнение на активное мечтание. ==== Я дам вам полезное упражнение, которое позволит вам получить опыт "нового кодирования". Оно пришло от коренных американцев и называется "Активное мечтание". Это похоже на сны наяву и является способом решения проблемы или получения удовольствия. Здесь используется состояние моделирования, фокус внимания, фильтры и тройственное описание для сбора информации из большей части разума. 1. Сначала установите намерение или выберите фильтр. Скажем, вам необходимо принять важное решение или у вас есть проблема, которую вы хотите решить. Это то, в отношении чего вы просите большую часть разума отфильтровать информацию. 2. Второе - это войти в **состояние незнания** или состояние nerk-nerk. Оно обладает следующими характеристиками: отсутствие внутреннего диалога, зрение, скорее периферическое, чем фовиальное, отсутствие избыточного напряжения. По-настоящему хорошо, если вы пройдетесь по системе и проверите, есть ли напряжение. Я называю это очисткой качественных состояний. Идея состоит в том, чтобы пройтись по телу и проверить: есть ли напряжение в системе и нужно ли ему там быть? Потому что когда ты начинаешь стараться, ты чувствуешь, что твои плечи поднимаются, твое внимание начинает сжиматься, и чем сильнее ты стараешься, тем сильнее оно сжимается. Не все должно быть расслаблено. Вам может понадобиться немного напряжения - оно позволяет вам знать, что вы живы, но не слишком большое. 3. Затем прогуляйтесь в этом состоянии. Вы открыты для всего происходящего и готовы заметить, когда внешний мир предложит вам символ. Я обнаружила, что обычно проходит от 5 до 10 минут, прежде чем я осознаю символ. Этот символ может быть визуальным, аудиальным или вы наступаете в грязь! Вы просто доступны для этого. Есть 2 способа думать об этом. Западный способ - это сказать, что бессознательное просто ухватилось за важный символ. Коренные американцы сказали бы, что вселенная просто поднесла вам дар. Обе эти перспективы красивы, но это разные перспективы. Помните о том, чтобы идти грациозно и легко. 4. Допустим, символ является значимым для вашего начального намерения, решения или проблемы. Затем станьте символом. Перейдите во вторую позицию по отношению к символу. Спросите себя: "Если я являюсь символом, какими характеристиками я обладаю?" Например, если определенное дерево явно выделилось в моем сознание - это мой символ. Если бы я была этим деревом, то каковы мои характеристики как дерева? Я могу быть устойчиво посаженной, с гибкой макушкой, и птицы строят гнезда во мне, и мелкие животные приходят навестить меня. 5. Затем перейдите в третью позицию, как наблюдатель, свидетель. Из третьей позиции заметьте взаимоотношение между информацией, которую имеет символ, и вашим намерением. Как связаны данное намерение и символическая информация? Как мое мышление меняется с этой информацией? Возможно, я обнаружу способы стать более гибким по отношению к моему намерению. Возможно, я изменю свое восприятие времени, и это будет ключевым в создании разницы. Для меня результат этого упражнения в обнаружении информации. Я хочу использовать мое сознательное, чтобы установить намерение, потому что именно там воспринимается проблема. Это предполагает, что каналы открыты для большей части разума. Это также является средством для того, чтобы продолжить углублять связь между сознательным и бессознательным. ==== Системное НЛП ==== Мы можем создать дальнейшее описание, взяв "старое кодирование" и "новое кодирование" и спрашивая, в чем они похожи, и в чем они разные и в чем они взаимодействуют друг с другом. То, что мы получаем - это фундамент системного НЛП. И я думаю, что большая часть того, что происходит в мире, связана с тем моментом, когда фотографии земли стали поступать из Космоса. Мы смогли по-настоящему увидеть весь мир, перспективу, которой у нас прежде никогда не было. Мы знаем, что есть границы и страны там внизу, границы, которые приходится пересекать, но отсюда, с высоты, их там нет. Есть лишь одно большое сплошное пространство. И именно тогда другие вещи спонтанно стали происходить в науке, как-то: теория хаоса, фрактальная геометрия и все остальное, что происходит в физике. Когда у вас есть способ сдвинуть себя, сменить фильтры, заметить, когда ты попадаешь в петлю с другим человеком, понять, что вы используете характерологические прилагательные; когда вы находитесь там, когда вы общаетесь с этим человеком, где ваше внимание? И если вы передвигаете его куда-то в другое место, создает ли это разницу? В этом все дело. Когда эти описания начинают взаимодействовать, вы получаете системное НЛП, которое только начинает развиваться. Когда я возвращаюсь к самому началу, НЛП является системным, так или иначе. "Системный" означает "целостная часть разума". Но затем, когда я начинаю кодировать его, он становится не таким уж системным. Правильно? Потому что кодирование никогда не является этой целостной частью разума. Это только то, что сознание может вытащить и сказать: "Это будет представлять это, а это будет представлять то". Кодирование. Вот в чем парадокс. Как только мы что-то кодируем, продолжает ли это оставаться системным? На каком уровне нам следует обратиться к вашему мышлению, чтобы сохранить его системную природу? Для меня невозможно обнаружить никакого нового смысла, скорее это нечто, что мы как бы забыли и нам нужно это вновь открыть. Вопрос в том, как мы возвращаем это назад, в тело? Мы рассматриваем, как система распределяется естественным образом. Мы рассматриваем, как она выходит за пределы, а затем восстанавливает собственный баланс естественным способом. Это холистически (целостно), это системно. И я думаю - это следующая задача для НЛП.