личные инструменты

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

modeling [2009/05/25 00:19]
thecroaker
modeling [2020/03/11 17:38] (текущий)
Строка 16: Строка 16:
 ====== НЛП-Моделирование ====== ====== НЛП-Моделирование ======
  
-Моделирование лежит в основе НЛП. Фактически,​ НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер моделировали ​языковые и поведенческие паттерны в работах Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии),​ Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). ​+Моделирование лежит в основе ​НЛП и является основной,​ стержневой активностью в рамках ​НЛП. Фактически,​ НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер моделировали ​мыслительные и поведенческие паттерны в работах Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии),​ Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). ​
  
 Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов,​ которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - «Структура магии» - отразился тот факт, что явления,​ кажущиеся волшебными и необъяснимыми,​ часто обладают глубинной структурой,​ которую можно раскрыть,​ понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее «маги». ​ Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов,​ которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - «Структура магии» - отразился тот факт, что явления,​ кажущиеся волшебными и необъяснимыми,​ часто обладают глубинной структурой,​ которую можно раскрыть,​ понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее «маги». ​
Строка 50: Строка 50:
  
 *//​Найти Гения — это очень важно. Не имеет смысл моделировать посредственность,​ средний навык, поскольку копия в любом случае будет бледнее оригинала.//​ *//​Найти Гения — это очень важно. Не имеет смысл моделировать посредственность,​ средний навык, поскольку копия в любом случае будет бледнее оригинала.//​
- 
 ====== Видеомоделирование ====== ====== Видеомоделирование ======
  
Строка 60: Строка 59:
   * **Достаточного объема**,​ чтобы показывать разнообразие подходов Гения.   * **Достаточного объема**,​ чтобы показывать разнообразие подходов Гения.
   * **Включать обратную связь** (зависит от контекста,​ конечно),​ чтобы можно было наблюдать не только что делает Гений, но и как на это реагируют другие.   * **Включать обратную связь** (зависит от контекста,​ конечно),​ чтобы можно было наблюдать не только что делает Гений, но и как на это реагируют другие.
 +
 +См. также: [[modeling-with-video|Моделирование по видео, пост Джона Гриндера]].
  
 ==== Шаги видеомоделирования ==== ==== Шаги видеомоделирования ====
Строка 69: Строка 70:
 2. Определите уровни,​ масштабы паттернов (микро-,​ мета- и т.д.) и постоянно уточняйте их в процессе моделирования. ​ 2. Определите уровни,​ масштабы паттернов (микро-,​ мета- и т.д.) и постоянно уточняйте их в процессе моделирования. ​
  
-Пример:​ 1) сценарий истории (возможно смоделировать,​ только если есть доступ к процессу создания сценария) 2) короткие шутки (гэги) в процессе рассказывания 3) речевые интонации и т.д.+Пример:​ 1) сценарий истории (возможно смоделировать ​из второй позиции, только если есть доступ к процессу создания сценария) 2) короткие шутки (гэги) в процессе рассказывания 3) речевые интонации и т.д.
  
 3. Для каждого уровня отберите несколько наиболее удачных видеофрагментов. Если необходимо,​ напишите транскрипты. 3. Для каждого уровня отберите несколько наиболее удачных видеофрагментов. Если необходимо,​ напишите транскрипты.
Строка 80: Строка 81:
  
  
 +===== Рабочий бланк программы моделирования (по Р. Дилтсу) =====
 +
 +1. Запишите заголовок или фразу, которая определяет суть вашей программы моделирования.
 +
 +2.На какую способность или результат направлена ваша программа (т. е. навыки руководства,​ проведение успешной презентации,​ повышение грамотности,​ поведение в стрессовой ситуации и т. д. )? Если в центре вашего внимания оказались несколько взаимосвязанных способностей или результатов,​ перечислите их все. Определите уровень сложности каждого навыка (т. е. простой поведенческий,​ простой когнитивный,​ простой лингвистический,​ сложный поведенческий,​ сложный когнитивный или сложный лингвистический).
 +
 +3. Кого вы будете моделировать?​ (Можете перечислить имена конкретных людей либо описать характеристики тех, кого хотели бы смоделировать. )
 +
 +4. Существуют ли конкретные контексты,​ в которых вы можете наблюдать моделируемых личностей?​ Если да, то какие?
 +
 +5. Каковы желаемые результаты,​ цели и задачи вашей программы?​
 +
 +6. Каковы желаемые последствия вашей программы?​ Кому она принесет пользу и в чем? Как она скажется на более крупной системе или сообществе?​
 +
 +7. Какие критерии определяют вашу программу?​ Как вы намерены применить смоделированный навык? (Например,​ в рамках определенной профессии или сообщества,​ для выгоды или развлечения ит. д. )
 +
 +8. В какой конкретной форме вы представите свою программу (т. е. статья,​ видеопленка,​ книга, семинар и т. д. )?
 +
 +9. Какое время вы отводите на выполнение вашей программы?​
 +
 +
 +Определение обоснований и процедур обоснования целей и результатов проекта
 +
 +Определение программы моделирования включает в себя также формирование «эпистемологических вопросов» относительно критериев и приемов обоснований,​ с помощью которых можно проверить и оценить результаты собранной вами информации. Эпистемологические вопросы — это вопросы,​ связанные с тем, «как мы узнаем» что-либо. В число вопросов,​ наиболее значимых в моделировании,​ входят:​
 +
 +  * Подготовка:​ какие критерии вы будете использовать (использовали) для определения объекта (объектов) моделирования?​
 +
 +  * Как вы узнаете,​ что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком?​
 +
 +  * Как другие узнают,​ что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком? ​
 +
 +Фазы 1 и 2 (сбор информации с помощью имплицитного и эксплицитного моделирования): ​
 +
 +  * Какие критерии вы используете для того, чтобы определить,​ что эффективно смоделировали данную способность?​
 +
 +  * Как моделируемый человек узнает,​ что он/она обладает желаемым навыком или достиг желаемого результата?​
 +
 +  * Как вы узнаете,​ что приобрели навык, которым обладает модель?​
 +
 +  * Как другие узнают,​ что вы приобрели навык, которым обладает модель?​
 +
 +Фаза 3 (планирование):​ Какие критерии помогут вам определить,​ что вы успешно передали данную способность другому человеку?​
 +
 +  * Как вы узнаете,​ что другие приобрели навык, которым обладает модель?​
 +
 +  * Как другие узнают,​ что приобрели навык, которым обладает модель?​
 +
 +Ответы на данные вопросы помогут вам определить и спланировать наиболее эффективные методы моделирования.
  
 ==== Организационное моделирование (с частичным использованием НЛП) ​ ==== ==== Организационное моделирование (с частичным использованием НЛП) ​ ====
Строка 116: Строка 165:
   * [[http://​www.koob.ru/​dilts_robert/​modeling_with_nlp|Книга Роберта Дилтса "​Моделирование с помощью НЛП"​]]   * [[http://​www.koob.ru/​dilts_robert/​modeling_with_nlp|Книга Роберта Дилтса "​Моделирование с помощью НЛП"​]]
   * [[http://​www.steveandreas.com/​modeling_NLP.html|Статья Steve Andreas "​Modeling with NLP"]] (по-английски)   * [[http://​www.steveandreas.com/​modeling_NLP.html|Статья Steve Andreas "​Modeling with NLP"]] (по-английски)
 +  * Отрывок из семинара Д.Гриндера,​ ответы на вопросы про ​ [[grinder-2004-modeling|моделирование гениев по Дилтсу]]