личные инструменты

Это старая версия документа.


Моделирование

Согласно словарю Уэбстера, модель — это упрощенное описание сложного явления или процесса.

Происходит слово «модель» от латинского modulus, означающий «уменьшенный» вариант изначального способа.

Этот термин является однокоренным с латинским словом modus, которое означает «образ действий либо существования; метод, форма, манера, привычка, способ или стиль».

Таким образом, »модель» объекта обычно представляет собой миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например, машины) обозначает нечто, способное выполнять ту же работу, что и сама машина, но в меньшем объеме.

Понятие »модель» со временем стало обозначать также «описание или аналогию, используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например, атома), недоступного непосредственному наблюдению, оно также может использоваться также для обозначения формального описания некого явления или положения вещей.

Моделирование — процесс и результат создания модели.

НЛП-Моделирование

Моделирование лежит в основе НЛП. Фактически НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер моделировали языковые и поведенческие паттерны работ Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза).

Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов, которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - «Структура магии» - отразился тот факт, что явления, кажущиеся волшебными и необъяснимыми, часто обладают глубинной структурой, которую можно раскрыть, понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее «мудрецы».

НЛП моделирование представляет собой механизм, с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель.

  • Подробнее про историю НЛП см. в статье здесь.
  • Об отличиях НЛП-моделирования от других видов моделирования смотрите перевод статьи Джона Гриндера и Кармен Бостик Ст.Клэр с предисловием Роберта Дилтса.

Зачем нужно НЛП-моделирование?

  • «Снятие», ассимиляция сложных поведенческих и когнитивных паттернов, которым трудно обучиться другими способами.
  • Создание «моделей гениев» для последующей передачи другим людям.
  • Практика «состояния незнания», второй позиции, трансценденции, выхода за собственные личностные границы.

Методы моделирования

Шаги для моделирования гениальности

(По Д.Гриндеру)

1. Постановка задачи. Найдите Гения. Определите контекст, в котором Гений гениален. Определите сенсорные критерии результатов, которые достигает Гений.

2. Бессознательная ассимиляция. Получите доступ к Гению. Войдите в состояние незнания и «станьте Гением». Копируйте поведение Гения (либо явно, либо микромускульными движениями).

3. Имитация. Повторяйте поведение Гения, пока не получите совпадение критериев результата.

4. Кодирование. Определите существенные элементы модели и опишите модель.

5. Тестирование. Найдите человека, который не имел доступа к Гению, и научите его по описанию.

Видеомоделирование

Видеомоделирование — это моделирование с использованием видеозаписи. Среди очевидных преимуществ — возможность много раз повторять один и тот же фрагмент, замедлять, останавливать и т.д. В некоторых ситуациях, когда Гений напрямую недоступен, видеомоделирование являетя единственным возможным вариантов.

Видеозапись для моделирования должна быть:

  • Хорошего качества, чтобы позволять различать мелкие, но существенные детали
  • Достаточного объема, чтобы показывать разнообразие подходов Гения
  • Включать обратную связь (зависит от контекста, конечно), чтобы можно было наблюдать не только что делает Гений, но и как на это реагируют другие

Шаги видеомоделирования

1. Определите кого, в каком контексте, вы хотите моделировать, а также какой конкретно паттерн или паттерны вас интересуют

Пример: вы хотите моделировать рассказчика историй в контексте рассказывания историй. Вас интересует способность удерживать внимание, чувство юмора, структура истории, манера исполнения.

2. Определите уровни, масштабы паттернов (микро-, мета- и т.д.) и постоянно уточняйте их в процессе моделирования.

Пример: 1) сценарий истории 2) короткие шутки (гэги) в процессе рассказывания 3) речевые интонации и т.д.

3. Для каждого уровня отберите несколько наиболее удачных видеофрагментов. Если необходимо, напишите транскрипты.

4. Из состояния не-знания повторяйте за моделью до тех пор, пока вас не начнет устраивать результат. Используйте видеозаписи своего выступления для получения обратной связи.

Примеры моделирования гениальности

  • Статья А.Плигина о моделировании стратегии творчества Михаила Шемякина. Выявлена стратегия креативности, похожая на метод Уолта Диснея, но использующая роли: Философ, Исследователь, Новатор, Реализатор. Также на эту тему см. раздел "Креативность".

Организационное моделирование (с частичным использованием НЛП)

1. Подготовка. Проведение предварительных интервью для выявления:

  • целей и измеряемых показателей успешной реализации проекта;
  • наиболее полезных компетенций для моделирования;
  • людей, являющихся наилучшими образцами для моделирования;
  • бюджета и плана действий.

2. Сбор информации. Определение времени, которое нужно провести с каждым моделируемым человеком для демонстрации нужного навыка в контексте, в котором он применяется, плюс время на интервью после демонстрации. Подобным образом для сравнения необходимо изучить поведение несколько людей, имеющий средний уровень мастерства в данной области, в том же контексте. Обычно достаточно трех людей в каждой категории.

3. Построение модели. Использование сравнительного анализа для выявления того, что делают люди, демонстрирующие наилучшие результаты, и не делают люди со средним уровнем мастерства. Результатом этого является модель эффективного поведения и мышления. Дальше нам необходимо применить «бритву Оккама»: упростить модель до минимального количества компонентов, при этом сохраняя результаты - открытия той самой разницы, которая и отличает среднее от совершенного.

4. Тестирование. Обучение нескольких людей со средними навыками использованию этой модели и измерение улучшения результатов (используя критерии, определенные на этапе 1). После этого модель дополнительно уточняется и документируется.

5. Передача. На этом этапе направление проекта зависит от его цели.

Существует три распространенных пути:

  • Использование результатов моделирования для того, чтобы дополнить или видоизменить существующие в компании программы обучения и переобучить тренеров,
  • Разработать и провести новый тренинговый курс для передачи умений людей, являющихся наилучшими образцами в данной области другим людям,
  • Разработать профиль типичного top performer-а для использования в системе найма и отбора персонала (а также для обучения рекрутеров).

Источник - статья "Introducing Modelling to Organisations" by James Lawley об использовании моделирования на практике. (Если кто-то улучшит перевод, будет здорово — o_z 2008/01/26)

Примеры моделирования в бизнесе:

  • Статья о разработке модели компетенций менеджеров по продажам в строительной компании.

Ccылки по теме