личные инструменты

Это старая версия документа.


Моделирование

Словарь Уэбстера определяет модель как «упрощенное описание сложного явления или процесса»; примером может послужить компьютерная модель системы кровообращения и дыхательных путей. Этот термин является однокоренным с латинским словом modus, которое означает «образ действий либо существования; метод, форма, манера, привычка, способ или стиль». Если быть более точным, то слово «модель» происходит от латинского modulus, означающего «уменьшенный» вариант изначального способа. Так, «модель» объекта обычно представляет собой миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например, машины) обозначает нечто, способное выполнять ту же работу, что и сама машина, но в меньшем объеме.

Понятие «модель» со временем стало обозначать также «описание или аналогию, используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например, атома), недоступного непосредственному наблюдению». Этот термин может использоваться также для обозначения «системы постулатов, данных и выводов, формального описания некого явления или положения вещей».

НЛП-Моделирование

Моделирование лежит в основе НЛП. Фактически НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер смоделировали языковые и поведенческие паттерны работ Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов, которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - «Структура магии» - отразился тот факт, что явления, кажущиеся волшебными и необъяснимыми, часто обладают глубинной структурой, которую можно раскрыть, понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее «мудрецы». НЛП представляет собой механизм, с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель.

  • Подробнее про историю НЛП см. в статье здесь.
  • Об отличиях НЛП-моделирования от других видов моделирования смотрите перевод статьи Джона Гриндера и Кармен Бостик Ст.Клэр с предисловием Роберта Дилтса.

Методы моделирования

Шаги для моделирования гениальности

(По Д.Гриндеру)

1. Постановка задачи. Найдите Гения. Определите контекст, в котором Гений гениален. Определите сенсорные критерии результатов, которые достигает Гений.

2. Бессознательная ассимиляция. Получите доступ к Гению. Войдите в состояние незнания (Know-Nothing State) и “станьте Гением”. Копируйте поведение Гения (либо явно, либо микромускульными движениями).

3. Имитация. Повторяйте поведение Гения, пока не получите совпадение критериев результата. Определите существенные элементы модели.

4. Кодирование. Опишите модель.

5. Тестирование. Найдите человека, который не имел доступа к Гению, и научите его по описанию.

Источник - статья М.Гориной, А.Гусева об особенностях группового моделирования.

Примеры моделирования гениальности

  • Статья А.Плигина о моделировании стратегии творчества Михаила Шемякина. Выявлена стратегия креативности, похожая на метод Уолта Диснея, но использующая роли: Философ, Исследователь, Новатор, Реализатор. Также на эту тему см. раздел "Креативность".

Этапы типичного проекта по моделированию в организации

1. Подготовка. Проведение предварительных интервью для выявления:

  • целей и измеряемых показателей успешной реализации проекта;
  • наиболее полезных компетенций для моделирования;
  • людей, являющихся наилучшими образцами для моделирования;
  • бюджета и плана действий.

2. Сбор информации. Определение времени, которое нужно провести с каждым моделируемым человеком для демонстрации нужного навыка в контексте, в котором он применяется, плюс время на интервью после демонстрации. Подобным образом для сравнения необходимо изучить поведение несколько людей, имеющий средний уровень мастерства в данной области, в том же контексте. Обычно достаточно трех людей в каждой категории.

3. Построение модели. Использование сравнительного анализа для выявления того, что делают люди, демонстрирующие наилучшие результаты, и не делают люди со средним уровнем мастерства. Результатом этого является модель эффективного поведения и мышления. Дальше нам необходимо применить «бритву Оккама»: упростить модель до минимального количества компонентов, при этом сохраняя результаты - открытия той самой разницы, которая и отличает среднее от совершенного.

4. Тестирование. Обучение нескольких людей со средними навыками использованию этой модели и измерение улучшения результатов (используя критерии, определенные на этапе 1). После этого модель дополнительно уточняется и документируется.

5. Передача. На этом этапе направление проекта зависит от его цели. Существует три распространенных пути:

  • Использование результатов моделирования для того, чтобы дополнить или видоизменить существующие в компании программы обучения и переобучить тренеров,
  • Разработать и провести новый тренинговый курс для передачи умений людей, являющихся наилучшими образцами в данной области другим людям,
  • Разработать профиль типичного top performer-а для использования в системе найма и отбора персонала (а также для обучения рекрутеров).

Источник - статья "Introducing Modelling to Organisations" by James Lawley об использовании моделирования на практике, вопросы для моделирования. (Если кто-то улучшит перевод, будет здорово — o_z 2008/01/26)

Примеры моделирования в бизнесе:

  • Статья о разработке модели компетенций менеджеров по продажам в строительной компании.

Ccылки по теме