личные инструменты

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

frankl-quotes [2008/03/20 02:09]
o_z создано
frankl-quotes [2020/03/11 17:38] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 ====== Виктор Франкл ====== ====== Виктор Франкл ======
 +
 +Виктор Франкл — австрийский психотерапевт и философ,​ создатель нового направления психотерапии - экзистенциальной терапии или логотерапии ("​терапии смыслом"​). В своей основополагающей работе «Человек в поисках смысла»,​ впервые опубликованной в 1946 году он изложил личный опыт выживания в нацистском концлагере. Этот опыт и послужил философско-эмпирической основой для создания нового метода.
 +
 +Согласно логотерапии,​ движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих свойств является воля к смыслу. Угнетение же этой потребности,​ которое Франкл называл экзистенциальной фрустрацией,​ является частой причиной психических и невротических расстройств личности. Логотерапия призвана помогать человеку сделать жизнь более осмысленной,​ тем самым избавляя его от невроза,​ часто порождаемого чувством бессмысленности существования.
  
  
Строка 7: Строка 11:
 Из книги [[http://​www.koob.ru/​frankl_viktor/​chelovek_v_poiskah|"​Человек в поисках смысла"​]]** \\ Из книги [[http://​www.koob.ru/​frankl_viktor/​chelovek_v_poiskah|"​Человек в поисках смысла"​]]** \\
 \\ \\
-__ + 
-Про подход ​экзистенциального анализа (логотерапии)__+__**Про подход логотерапии**__
  
 «Обсуждая вопрос о смысле жизни, мы выдвинули три категории ценностей. В то время как ценности первой категории (созидательные) актуализируются в действии,​ ценности переживания реализуются в (относительно) пассивном принятии мира (например,​ природы или искусства) нашим сознанием. Ценности отношения,​ однако,​ актуализируются всюду, где индивид сталкивается с чем-либо,​ навязанным судьбой,​ чего изменить уже нельзя. Из того, каким образом человек принимает такие печальные "​подарки"​ судьбы,​ как он ассимилирует все эти трудности в своей душе, проистекает неисчислимое множество потенциальных ценностей. Это означает,​ что человеческая жизнь может быть наполнена не только созиданием или наслаждением,​ но и страданием.» «Обсуждая вопрос о смысле жизни, мы выдвинули три категории ценностей. В то время как ценности первой категории (созидательные) актуализируются в действии,​ ценности переживания реализуются в (относительно) пассивном принятии мира (например,​ природы или искусства) нашим сознанием. Ценности отношения,​ однако,​ актуализируются всюду, где индивид сталкивается с чем-либо,​ навязанным судьбой,​ чего изменить уже нельзя. Из того, каким образом человек принимает такие печальные "​подарки"​ судьбы,​ как он ассимилирует все эти трудности в своей душе, проистекает неисчислимое множество потенциальных ценностей. Это означает,​ что человеческая жизнь может быть наполнена не только созиданием или наслаждением,​ но и страданием.»
Строка 16: Строка 20:
 «В общем виде ведущий принцип экзистенциального анализа может быть сформулирован следующим образом:​ к любой ситуации нужно подходить так, как будто живешь во второй раз и в прошлой своей жизни уже делал ошибку,​ подобную той, которую собираешься совершить сейчас. Как только человек действительно представит себя в такой воображаемой ситуации,​ он немедленно осознает всю глубину той ответственности,​ которую он несет через любой момент своей жизни, ответственности за то, во что воплотится ближайший час его существования,​ за то, каким будет его следующий день.» «В общем виде ведущий принцип экзистенциального анализа может быть сформулирован следующим образом:​ к любой ситуации нужно подходить так, как будто живешь во второй раз и в прошлой своей жизни уже делал ошибку,​ подобную той, которую собираешься совершить сейчас. Как только человек действительно представит себя в такой воображаемой ситуации,​ он немедленно осознает всю глубину той ответственности,​ которую он несет через любой момент своей жизни, ответственности за то, во что воплотится ближайший час его существования,​ за то, каким будет его следующий день.»
  
-__О поиске смысла__+__**О поиске смысла**__
  
 «Смысл нельзя дать, его нужно найти. Процесс нахождения смысла подобен восприятию гештальта.» «Смысл нельзя дать, его нужно найти. Процесс нахождения смысла подобен восприятию гештальта.»
Строка 42: Строка 46:
 Если отрицается самотрансценденция и закрывается дверь для смыслов и ценностей,​ субъективные основания и мотивы замещаются процессами обусловливания и остается путем "​скрытого внушения"​ осуществлять обусловливание и манипуляцию человеком.» Если отрицается самотрансценденция и закрывается дверь для смыслов и ценностей,​ субъективные основания и мотивы замещаются процессами обусловливания и остается путем "​скрытого внушения"​ осуществлять обусловливание и манипуляцию человеком.»
  
-__О счастье__+__**О счастье**__
  
 «На самом деле нормальное ощущение счастья не выступает в качестве цели, к которой человек стремится,​ а представляет собой скорее просто сопутствующее явление,​ сопровождающее достижение цели.» «На самом деле нормальное ощущение счастья не выступает в качестве цели, к которой человек стремится,​ а представляет собой скорее просто сопутствующее явление,​ сопровождающее достижение цели.»
Строка 58: Строка 62:
 «В действительности человеком движет не наслаждение и счастье как таковые,​ а скорее то, что порождает их, будьте осуществление личного смысла или общение с другим человеком. Это относится также и к общению с богом. Отсюда понятен тот скепсис,​ который мы должны сохранять по отношению к тем разновидностям предельных переживаний,​ которые вызываются ЛСД или другими видами интоксикации. Если духовные основания подменяются химическими причинами,​ то следствия оказываются лишь артефактами. Прямой путь кончается тупиком.» «В действительности человеком движет не наслаждение и счастье как таковые,​ а скорее то, что порождает их, будьте осуществление личного смысла или общение с другим человеком. Это относится также и к общению с богом. Отсюда понятен тот скепсис,​ который мы должны сохранять по отношению к тем разновидностям предельных переживаний,​ которые вызываются ЛСД или другими видами интоксикации. Если духовные основания подменяются химическими причинами,​ то следствия оказываются лишь артефактами. Прямой путь кончается тупиком.»
  
-__О любви__+__**О любви**__
  
 «Любовь можно определить как возможность сказать кому-то "​ты"​ и еще сказать ему "​да"​. Иными словами:​ это способность понять человека в его сути, в его конкретности,​ в его уникальности и неповторимости,​ однако понять в нем не только его суть и конкретность,​ но и его ценность,​ его необходимость. Это и значит сказать ему "​да"​. И вновь оказывается,​ что абсолютно не правы те, кто утверждает,​ что любовь ослепляет. Наоборот,​ любовь дает зрение,​ она как раз делает человека зрячим. Ведь ценность другого человека,​ которую она позволяет увидеть и подчеркнуть,​ еще не является действительностью,​ а лишь простой возможностью:​ тем, чего еще нет, но что находится лишь в становлении,​ что может стать и что должно стать. Любви присуща когнитивная функция. ​ «Любовь можно определить как возможность сказать кому-то "​ты"​ и еще сказать ему "​да"​. Иными словами:​ это способность понять человека в его сути, в его конкретности,​ в его уникальности и неповторимости,​ однако понять в нем не только его суть и конкретность,​ но и его ценность,​ его необходимость. Это и значит сказать ему "​да"​. И вновь оказывается,​ что абсолютно не правы те, кто утверждает,​ что любовь ослепляет. Наоборот,​ любовь дает зрение,​ она как раз делает человека зрячим. Ведь ценность другого человека,​ которую она позволяет увидеть и подчеркнуть,​ еще не является действительностью,​ а лишь простой возможностью:​ тем, чего еще нет, но что находится лишь в становлении,​ что может стать и что должно стать. Любви присуща когнитивная функция. ​
Строка 64: Строка 68:
 Человеческий дух обусловлен - не менее, но и не более того. Тело ни на что не влияет,​ оно лишь обусловливает,​ но эта обусловленность человеческого духа не в последнюю очередь состоит в привязанности человеческого духа к его телу. Так называемые внеличностные механизмы (В. Е. фон Гебзаттель) локализованы не в сфере духовного,​ а в психофизическом (в зависимости человеческого духа от сохранности инструментальной и экспрессивной функции его психофизического организма).» Человеческий дух обусловлен - не менее, но и не более того. Тело ни на что не влияет,​ оно лишь обусловливает,​ но эта обусловленность человеческого духа не в последнюю очередь состоит в привязанности человеческого духа к его телу. Так называемые внеличностные механизмы (В. Е. фон Гебзаттель) локализованы не в сфере духовного,​ а в психофизическом (в зависимости человеческого духа от сохранности инструментальной и экспрессивной функции его психофизического организма).»
  
-__О самосознании и изменении__+__**О самосознании и изменении**__
  
 «Человек - это существо,​ которое всегда может сказать "​нет"​ своим влечениям и которое не должно всегда говорить им "​да"​ и "​аминь"​. Когда он говорит им "​да",​ это происходит всегда лишь путем идентификации с ними. Это и есть то, что выделяет его из мира животных. Если человек должен каждый раз идентифицироваться с влечениями (в той мере, в какой он желает их принять),​ животное идентично своим влечениям. У человека есть влечения - животное само есть влечения.» «Человек - это существо,​ которое всегда может сказать "​нет"​ своим влечениям и которое не должно всегда говорить им "​да"​ и "​аминь"​. Когда он говорит им "​да",​ это происходит всегда лишь путем идентификации с ними. Это и есть то, что выделяет его из мира животных. Если человек должен каждый раз идентифицироваться с влечениями (в той мере, в какой он желает их принять),​ животное идентично своим влечениям. У человека есть влечения - животное само есть влечения.»
 +
 «К способности человека "​вставать над всем"​ принадлежит также его способность встать над самим собой. Проще говоря - как мы иногда это объясняем нашим пациентам,​ - я не обязан все время терпеть самого себя. Я могу отмежеваться от того, что есть во мне, причем не только от нормальных психических явлений,​ но и в определенных границах от психической патологии во мне. Я связан с обстоятельствами не просто как биологический тип или психологический характер. Ведь типом или характером я лишь обладаю;​ то же, что я есть, - это личность. Мое личностное бытие и означает свободу - свободу стать личностью. Это свобода от своей фактичности,​ свобода своей экзистенциальности. Это свобода стать иным.» «К способности человека "​вставать над всем"​ принадлежит также его способность встать над самим собой. Проще говоря - как мы иногда это объясняем нашим пациентам,​ - я не обязан все время терпеть самого себя. Я могу отмежеваться от того, что есть во мне, причем не только от нормальных психических явлений,​ но и в определенных границах от психической патологии во мне. Я связан с обстоятельствами не просто как биологический тип или психологический характер. Ведь типом или характером я лишь обладаю;​ то же, что я есть, - это личность. Мое личностное бытие и означает свободу - свободу стать личностью. Это свобода от своей фактичности,​ свобода своей экзистенциальности. Это свобода стать иным.»