личные инструменты

Это старая версия документа.


Техника поиска содержания

Задача у этой техники (которая еще не совсем придумана) довольна важная — создать способ находить содержательные ответы на поставленные вопросы. Знаете, как у Гришковца — «а как ты хотел?» :) и не вообще, а как именно? Это такие вопросы как: «Чем я хочу заниматься?», «Кем мне быть?», «Куда пойти учиться и чему?», и т.д. У нас есть уже техника «Маркер», но она скорее предполагает, что определенный список желаний на 10-20 лет вперед уже есть. А данная ситуация — из разряда «чего-то хочется, а кого не знаю» :)

Важно: ответы нужно искать из состояния «К», а не «ОТ» (потому что хочется найти интересную творческую работу, а не потому, что старая достала).

Итак, возможный вариант техники:

  • Шаг 1: Настроить фильтр на задачу.

На уровне ценностей, на высоком логическом уровне определить чего «вообще» хочется, пусть в самых размытых терминах. Можно не стесняться общих слов, типа работа «интересная», «творческая», «высокооплачиваемая» Хорошо бы сделать этот шаг два-три раза (cм. про многошаговый подход. Тут важно не просто понять, но и почувствовать, а что именно значит для меня «интересная», «творческая», или «осмысленная»? «Высокооплачиваемая» — сколько вешать в граммах?

  • Шаг 2: Поход в мир, без фильтров (см. ниже про поход в культуру)
    - вот этот шаг надо как-то раскрыть. Как искать это самое конкретное содержание?
  • Шаг 3: Как это можно приземлить? Методы, возможности, места. Этот шаг тоже нужно раскрыть.

Все шаги, разумеется, перемежаются НК-играми.

— Техника требует обработки и апробации. Если вы знаете готовые техники на эту тему, поделитесь пожалуйста.

Материалы

Это адаптация технологии Марка Кукушкина по созданию тренинга/упражнений для тренинга. «Тренинг как изобретение». Содержание и форма тренинга находятся на пересечении трех кругов, через которые мы проходим последовательно:

  • 1. Бизнес-задача. Предтренинговая диагностика + формулировка цели: «Чего мы хотим достичь?» (sensemaking, от «что есть» к «как должно быть?»)
  • 2. Культура. Найти культурный эквивалент, образы из культуры (например, бизнес — это война, сражение или айкидо, или танец). Как? Путем наблюдения-погружения, имея в голове бизнес-задачу, но будучи расслабленным по поводу нее, скорее созерцая мир через ее призму. Нужен «инкубационный период» для идеи. Хаотичность как технология. Обложиться книгами, дисками, шерстить интернет. Искать разные источники и разные метафоры. Искать пока не «торкнет». Чем дальше образ (ср., исходный генетический материал), тем интереснее то, что рождается (что будет если смешать ежа и ужа? три метра колючей проволоки :) зато уникально).
  • 3. Методика. (Форма подачи: ролевая игра/дискуссия/кейс и т.д.) Тренинговое упражнение должно быть технологично, а для этого нужны ограничительные параметры (понимать сколько есть времени, сколько нужно задействовать человек, что они должны понять-отработать).